В Германии в день бракосочетания жених обязательно кладет в каждый карман своего костюма немного зерна, а невеста — хлеб и соль. Считается, что у того, кто соблюдает этот обычай, в доме всегда будет достаток. Вечером на кануне свадебной церемонии подруги невесты приходят к двери ее дома и разбивают о его порог тарелки. Немцы уверены, что, если пренебречь этим обычаем, новобрачные не будут счастливы.
Накануне свадьбы в Германии устраивают полъ-терабенд — мероприятие, аналогичное русскому девичнику и мальчишнику.
Чтобы молодоженам всегда сопутствовала удача, дорожку, по которой они пойдут после окончания церемонии, устилают свежими ветвями. Делают это гости. За это молодые дарят им носовые платки — в них по традиции приглашенные заворачивают оставшуюся после праздника еду.
В Великобритании и США каждая новобрачная подбирает наряд на свадьбу таким образом, чтобы в ее туалете была одна новая, одна старая, одна взятая на время и одна голубая вещь. На счастье невеста пришивает к краю платья какой-либо амулет, чаще всего маленькую серебряную подкову. К автомобилю новобрачных обязательно привязывают пустые банки. Считается, что их шум отгоняет злых духов и защищает молодую пару от сглаза.
В английских деревнях до сих пор существует следующая традиция: невеста и ее гости идут до церкви пешком, а всю процессию возглавляет девочка. Она разбрасывает по дороге цветы.
По традиции одного из самых многочисленных индейских народов США — племени навахо — платье невесты состоит из четырех цветов, каждый из них символизирует сторону света: черный — север, синий — юг, желтый — запад, белый — восток. При этом во время церемонии новобрачные обязательно должны стоять лицом на восток.
В Кении существует обычай раскрашивать невесте не только ногти, но и руки ритуальными узорами в черно-красной гамме. При этом краска, которую используют для этих целей, держится не меньше года, символизируя новый статус женщины. А вот молодой супруг весь первый месяц после свадьбы носит женскую одежду и занимается домашним хозяйством. Считается, что тем самым он хотя бы немного почувствует всю тяжесть женской доли.
В Греции подруги и друзья молодоженов должны обязательно надеть на свадьбу какую-либо вещь с изображением глаза — считается, что такой рисунок защитит новобрачных от неудач. Помимо этого, в этой стране существует обычай, согласно которому на постели молодых должны попрыгать маленькие дети. По древнему поверью, это обеспечит новобрачным здоровое потомство.
Новобрачная в течение года после свадьбы соблюдает целый ряд запретов. Ей нельзя присутствовать на похоронах и на свадьбе, смотреть свекру в лицо, начинать разговор самой. Она имеет право только отвечать на вопросы и выполнять указания мужа и свекра.
Пока молодые наряжаются к свадьбе, в их честь поются специальные песни. Самым почетным гостем на греческой свадьбе является крест¬ный отец жениха — именно он коронует пару и проводит три раза вокруг алтаря. А чтобы любовь была сладкой, невеста в день бракосочетания прячет в перчатку кусочек сахара или конфету.
Если наши невесты стремятся перед свадьбой сбросить лишние килограммы, то в Нигерии все происходит наоборот. Каждая уважающая себя девушка прилагает все усилия, чтобы в день бракосочетания набрать вес или хотя бы оставить его на прежнем уровне. В противном случае, вместо того, чтобы вести избранницу под венец, жених вернет ее родителям, и свадьба не состоится.
Свадебное торжество в Бали несомненно по¬кажется вам диким: во время праздника новобрачным отпиливают часть зубов без всякой анестезии. Разумеется, делает такую операцию не стоматолог, а специально приглашенный для этого специалист.
Считается, что после такого ритуала злые духи никогда не вселятся в молодоженов, а, значит, те будут счастливы.
Другой обычай у местных жителей тоже довольно странный — за праздничным столом присутствуют только женщины, поскольку мужчины в это время отдыхают, причем заслуженно. Имен¬но они накануне готовят блюда для торжества.
Чтобы молодоженов не сглазили, в Индии после окончания церемонии бракосочетания один из мужчин-родственников осыпает новобрачных лепестками цветов, рисом и монетами. Именно из Индии пришла в Россию эта традиция. А вот из Китая к нам пришел обычай, по которому жених и невеста пьют вино из бока¬лов, связанных красной тесьмой. Кстати, цветом любви и семейного счастья в Китае является красный. Поэтому молодожены в Китае стремятся подобрать себе соответствующие наряды.
Почетными «гостями» на свадебной церемонии в Корее являются утка и селезень. Корейцы утверждают, что эти птицы верны друг другу всю жизнь и, поэтому, если на торжестве будет присутствовать пара уток, новобрачные никогда не расстанутся.
Во многих африканских странах невеста украшает свой наряд огромным количеством цветов и ожерельем из ракушек, что символизирует ее красоту и непорочность. После церемонии бракосочетания новобрачные, взявшись за руки, прыгают через метлу — это знаменует начало их семейной жизни.
Свадебное торжество обязательно сопровождается боем барабанов и звуками национальных инструментов.
В Южной Африке есть племя кгатла, согласно обычаям, которого невеста на следующий день после свадьбы помогает другим женщинам семьи подметать внутренний двор. Это символизирует ее готовность помогать им в работе по хозяйству до тех пор, пока она не обзаведется собственным домом.
В Бельгии перед свадьбой невеста обязательно вышивает свое имя на носовом платке, который берет с собой на торжество. После праздника она вставляет его в рамку для фотографии и вешает на стену.
Неотъемлемым атрибутом свадьбы жителей Бермудских островов является многоярусный пирог, верх которого украшен молодым деревцем. После торжества новобрачные должны посадить это деревце во дворе своего дома. Считается, что их брак будет длиться до тех пор, пока растет дерево.
Жители Карибских островов выпекают на свадебную церемонию огромный пирог черного цвета, пропитанный ромом и украшенный сухофруктами. Их вымачивают в роме и держат в глиняном кувшине несколько месяцев.
Накануне свадебной церемонии жених дарит любимой несколько подносов с различными кушаньями, цветами, фигурками животных и деньгами. Эти подносы невесте приносит толпа детей.
На торжестве гости преподносят молодым подарки и деньги. Кроме того, каждый приглашенный дарит новобрачным сваренное вкрутую яйцо, символизирующее богатство.
По традиции, невеста дарит любимому три или семь (оба числа считаются счастливыми) вышитых носовых платков, а он ей — сумку с монетами. В свадебной процессии участвуют все гости: сначала они приходят к дому невесты, а затем сопровождают молодых в церковь.
В сценарий праздника обязательно входит так называемый танец денег: новобрачная ставит свою туфельку на середину зала, и те мужчины, которые хотят танцевать с невестой, кладут в туфельку бумажные купюры.
На любой свадьбе в Дании подают знаменитый датский пирог с марципаном, украшенный по краям фруктами, свечами и медальонами с портретами новобрачных.
В Голландии праздничный стол накрывают еще до церемонии бракосочетания. В меню свадебного пиршества обязательно присутствуют пряное вино, называемое «слезы невесты», и конфеты — «прелести невесты».
В Испании традиционно в свадебном наряде невесты присутствует оранжевый цвет. Считается, что, если новобрачная наденет оранжевое платье или хотя бы украсит волосы оранжевыми цветами, она сохранит свою молодость и красоту надолго.
В знак того, что жених в состоянии позаботиться о материальном благополучии любимой, он дарит ей тринадцать монет. Невеста кладет их в специальный кошелек и держит его при себе на протяжении всего свадебного торжества.
В Польше голову невесты традиционно украшает венок из листьев розмарина, который плетут замужние подруги или соседки новобрачной. Чтобы ей сопутствовала удача, во время свадьбы она должна выпить бокал вина, не пролив ни капли.
Тот, кто хочет потанцевать с новобрачной, должен прикрепить к ее платью бумажные купюры.
Когда наступает время получать подарки, молодые встают в центр круга, образованного приглушенными, жених снимает с любимой фату, кладет ее на пол, после чего гости бросают в нее деньги или кладут подарки.
Накануне свадьбы подруги невесты сажают во дворе дома молодоженов дерево и украшают его атласными ленточками и раскрашенными яйцами. Согласно легенде, новобрачная проживет так же долго, как долго будет расти дерево.
На церемонию бракосочетания невеста надевает на голову венок из роз, который перед свадьбой плетут ее замужние подруги. Утром они торжественно вручают его новобрачной.
На свадьбу жених традиционно дарит любимой молитвенник, четки, шапку из натурального меха, серебряное обручальное кольцо и... пояс верности с тремя ключами. Невеста преподносит будущему мужу вышитую золотыми нитками шелковую рубашку и обручальное кольцо.
Перед церемонией бракосочетания шафер накидывает на плечи жениха плащ невесты, чтобы злые духи не разлучили его с любимой.
В Финляндии голову невесты увенчивают золотой короной. После церемонии бракосочета¬ния незамужние подруги завязывают новобрач¬ной глаза и танцуют вокруг нее. Она снимает с головы корону и надевает на кого-нибудь из подруг. Считается, что именно эта девушка следующей выйдет замуж.
Когда приходит время получать подарки, жених берет в руки решето, накрытое шелковым платком, гости бросают туда деньги, а шафер называет их имена и говорит, какую сумму они дарят новобрачным.
Накануне свадьбы родители невесты дарят ей монеты: мать — золотую, отец — серебряную. Золотую монету девушка кладет в правую туфлю, а серебряную — в левую. При этом туфли новобрачной должны быть без застежек, чтобы в будущем она могла легко родить ребенка. .
В день бракосочетания молодые сажают возле своего дома сосну, которая символизирует богатство и удачу. На свадьбу невеста надевает венок из цветов, который сжигает сразу же после торжественной церемонии. Считается, что, если он сгорит быстро, брак будет крепким и счастливым.
В день бракосочетания невеста со своей семьей едет в дом к жениху. Она надевает нарядное кимоно и треугольную косынку на голову, чтобы спрятать «рожки невесты», которые, как считают японцы, есть у каждой незамужней девушки.
На свадебной церемонии новобрачные выпивают девять глотков саке — по традиции мужем и женой они становятся уже после первого глотка.
Если вы интересуетесь национальными традициями и хотите провести торжество в русском стиле, вам не помешает информация, представленная ниже.
Когда приходило время женить сына, родители вместе с близкими родственниками выбирали невесту и засылали к ее родителям свата или сваху.
В случае отказа говорили, что их дочь еще слишком молода и не готова к вступлению в брак. Если предложение принималось, родители невесты обычно просили дать им еще несколько дней для окончательного ответа, так как нужно по-советоваться с родней.
Затем сваты просили разрешения увидеть невесту, однако иногда родители отказывались. В этом случае в шутку говорили о каких-либо физических недостатках девушки или что она слишком застенчива.
Если родители девушки были согласны ее показать, в дом приезжала тать жениха или специальная женщина-смотрительница.
Невеста в лучшем своем наряде с лицом, закрытым покрывалом, стояла или сидела за занавеской в специально убранной комнате.
Смотрительница входила, убирала занавеску и снимала покрывало, рассматривала девушку и пыталась заговорить ней, чтобы узнать, умна ли она. Иногда вместо некрасивой невесты показывали младшую дочь или служанку. В этом случае обман удавалось обнаружить только на свадьбе. Жених имел право жаловаться и требовать расторжения брака, однако такие жалобы удовлетворялись очень редко:
Чаще всего жениху приходилось жить со своей уродливой женой.
Жениху невесту не показывали, но в некоторых случаях парни добивались разрешения увидеть девушку до свадьбы. После таких смотрин жених уже не имел права забрать предложение, иначе девушка считалась бы опозоренной.
После смотрин родители невесты назначали день сговора. В их дом приходили родители и родственники жениха, а хозяева встречали их на крыльце. После взаимных поклонов их приглашали в дом и сажали за стол на самые почетные места.
По старому обычаю в доме на некоторое время наступала тишина: будущие родственники не разговаривали, а только приглядывались друг к другу. Затем отец жениха или один из родственников объяснял причину их визита. Родители невесты отвечали, что рады их приходу. Обе стороны составляли договор, так называемую рядную запись, в котором указывался день свадьбы, размеры приданого невесты, а также сумму, которую должна будет выплатить виновная сторона в случае отказа от женитьбы.
Кроме того, иногда в договор вносили и другие пункты, например обещание жениха не бить свою будущую жену. Составлял рядную запись специально нанятый для этой цели подьячий. Приданое невесты было важным и обязательным условием при вступлении молодых в брак. Чаще всего в него входили постельные принадлежности, домашняя утварь, одежда, а если невеста была богатой, то украшения, слуги, деньги, недвижимость.
Кроме того, по древним традициям в приданое обязательно входило и вино. Приданое перевозили в дом жениха после свадьбы, а в редких случаях, по настойчивой просьбе родителей жениха — сразу после сговора.
Невеста не имела права присутствовать при сговоре, но через родственницу она посылала будущему мужу и его родне подарки.
Жених также посылал невесте подарки: шапку, сапоги и ларец с румянами, кольцами, гребешком, мылом и зеркальцем. Иногда парень дарил девушке принадлежности для рукоделия, лакомства и розги. Такой подарок говорил о том, что прилежную и трудолюбивую жену муж будет кормить, одевать, холить.и лелеять, ленивую лее — бить розгами.
В настоящее время подобного сватовства не существует, однако по правилам этикета молодой человек должен прийти к родителям невесты, и заручиться их одобрением предстоящего бракосочетания.
Обручение (раньше этот обряд назывался «богомолье»), проходило таким образом: родители жениха и невесты благословляли их, затем будущие супруги троекратно целовались и обменивались кольцами — обручались. Считалось, что просватанная девушка все равно что проданная, а обрученная — подаренная. Еще в народе говорили так: «Богу помолились, значит, дело сватовства закончено». После обручения родители начинали готовиться к свадьбе.
Накануне свадьбы невеста звала в гости своих подруг, с которыми шла в баню. После этого девушки расчесывали волосы невесте и причитали: «Отдаем мы подруженьку змею подколодному. Отдаем в чужую сторонушку...» Стоит отметить, что как жениха, так и будущую семейную жизнь не¬весты было принято изображать в мрачном свете. Считалось, что это убережет девушку от порчи.
Что касается мальчишника, то эта традиция пришла к нам намного позже. На Руси накануне свадьбы жених шел в баню один. Помывшись, он возвращался в дом к родителям и весь вечер молчал, чтобы не накликать беду.
Современная свадьба в русском стиле предполагает обязательную дружескую вечеринку.. При этом невеста собирает своих подруг дома или в кафе, а жених идет с друзьями в баню или ресторан.
Поскольку в старину много внимания уделялось обрядам, оберегающим новобрачных от сглаза и порчи, на свадьбу обязательно приглашали местного колдуна. Он совершал необходимые ри¬туалы и следил за тем, чтобы молодые и гости не нарушали свадебные обряды.
Позже обязанности колдуна на свадьбе стал выполнять дружка — распорядитель свадьбы. В настоящее время его роль распределяется между тамадой и свидетелями.
Утро дня свадьбы начиналось для невесты с причитаний ее подружек, а также совершения различных обрядов от порчи и сглаза (такие лее обряды колдун проводил и в доме жениха). Далее проходил обряд выкупа невесты.
Переговоры с представителями невесты вел дружка. Он же обычно выкупал косу невесты, также место за свадебным столом рядом с ней.
Жених приезжал к ее дому, а там его встречали подруги избранницы, которые пели песни, частушки, задавали ему различные вопросы и учиняли препятствия. За каждый неверный ответ или действие будущий муж должен был расплачиваться с девушками деньгами или сластями.
Если в прошлом обряд выкупа имел прямое значение — крестьянская семья действительно покупала себе новую работницу и продолжательницу рода, то теперь этот обычай имеет скорее характер веселой шутки.
Перед отъездом в церковь родители невесты благословляли молодых. При этом невеста должна была плакать и причитать, показывая тем самым, что не хочет расставаться с матерью и отцом.
Девушка с закрытым покрывалом лицом отправлялась в церковь с двумя свахами на санях или телеге, а ее жених скакал верхом на коне впереди процессии, которую сопровождали певуны и плясуны, а также дружка. Последний совершал необходимые обряды, предохраняющие молодых от порчи и сглаза, и читал молитвы и заговоры.
Будущие супруги входили в церковь, а ясельничий и два его помощника оставались стеречь коня жениха и сани невесты и следить за тем, чтобы никто не навел на них порчу.
Путь от дверей церкви до аналоя выстилали кусками материи или коврами, а место перед аналоем покрывали шкурками соболя. Жених и невеста слушали литургию, а затем священник венчал их. Если свадьба происходила вечером, а не; днем, то молодые сразу же венчались.
Только после венчания с девушки снимали покрывало, священник читал новобрачным наставления, затем брал молодую за руку и отдавал мужу, после чего молодые целовались.
Молодая жена опускалась к ногам мужа, показывая этим, что повинуется ему во всем, а муж накрывал ее полою своего кафтана, как бы говоря этим, что теперь он ее защитник и покровитель.
Если венчание происходило днем, после обедни, новобрачные разъезжались по своим домам. Только вечером молодую привозили в дом мужа и свадебное торжество продолжалось. Если же венчание проходило вечером, свадебный поезд молодоженов направлялся домой к мужу.
Священник подносил молодым супругам деревянную чашу с вином, а те поочередно делали три глотка. После того как вино было выпито, муж бросал чашу на землю и вместе с женой топтал ее ногами, приговаривая: «Пусть так же под ногами нашими будут потоптаны те, которые станут сеять между нами раздор».
Дружка по приказу тысяцкого отправлялся к отцам молодых, объявлял им, что молодые обвенчались и находятся в добром здравии. Он же приносил разрезанный свадебный каравай — символ того, что оба семейства теперь породни¬лись и должны жить в дружбе. Молодые выходили из церкви, сваха осыпала их хмелем, семенами конопли и льна.
В это время гости дергали жену за рукав, как бы желая разлучить ее с мужем, она же старалась теснее прижаться к супругу.
У входа в дом молодоженов встречала мать жениха, которая осыпала их овсом и пшеном в знак будущего благосостояния. Потом родители потчевали молодых хлебом с солью.
Затем жених занимал за праздничным столом место рядом с невестой, на возвышении. Вокруг в соответствии с чинами садились родственники и гости.
Повторный брак на Руси справляли с соблюдением всех традиций. Если в брак вступали вдовец и вдова, то при венчании свадебные венцы держались не над головой, а над плечами жениха и невесты.
Стоит отметить, что традиционно на пиру молодожены не ели. Невеста должна была только плакать и причитать, а также подносить подарки своей новой родне. Гости постоянно кричали «Горько!» под предлогом того, что напитки или кушанья горькие. Во время застолья происходило «окручивание» молодой: свахи, закрыв ее от гостей отрезом тафты, расплетали ее девичью косу, расчесывали волосы смоченным в вине гребнем, укладывали их в виде жгутов и надевали на новобрачную женский головной убор.
После торжественного застолья новобрачных провожали в баню, на сеновал или в хлев. Первую брачную ночь им необходимо было провести вне дома. Считалось, что это убережет их от сглаза и заговоров.
У входа в сенник стоял ясельничий, держа в руках обнаженный меч, отгоняя им нечистую силу.
Дружка и сваха входили в сенник вместе с молодоженами, помогали им раздеться, а затем оставляли их наедине и присоединялись к пировавшим.
Оставшись наедине, супруги должны были выполнить еще несколько обрядов. Жена разувала мужа, показывая тем самым свою покорность. В одном сапоге лежала монета, а в другом плетка. Если молодая первым снимала сапог с монетой, ее замужество будет счастливым и радостным. Если же первым она снимала сапог с заткнутой за голенище плеткой, муж: брал ее в руку и хлестал жену. Через некоторое время дружка по просьбе родителей жениха подходил к дверям спальни новобрачных и спрашивал, как они себя чувствуют. Обычно муж отвечал, что он и его супруга находятся в добром здравии.
Утром муж брал жену на руки и вносил в дом. Это делалось для того, чтобы обмануть домового: будто бы жена не чужой человек из другой семьи, а родившийся младенец. Сейчас этот обряд потерял первоначальный смысл, но традиция вносить жену в дом на руках сохранилась.
Это означало, что брачная ночь проходит успешно. Первой добрую весть дружка сообщал тысяцкому, затем — родителям жениха и невесты.
После этого все присутствующие гости шли в сенник кормить молодых супругов. Дружка приносил курицу, от которой молодой супруг отламывал крыло, ножку и бросал их через плечо назад.
Затем молодые ели курицу и другие блюда, а также пили вино, которым муж угощал всех присутствующих гостей. Затем новобрачных снова укладывали в постель, а гости возвращались к столу и продолжали свадебный пир.
Утром молодых супругов вели в баню и мыли вином и медом, причем мылись они отдельно: жена шла вместе со свахой и свекровью и предъявляла им доказательства своего целомудрия. Муж мылся вместе с тысяцким и дружкой. Жена должна была послать супругу через посыльного сорочку, сшитую ею до свадьбы.
Затем супруги возвращались в сенник и сваха кормила их кашей, которая подавалась в одном или двух горшочках, завернутых в соболиную шкурку.
На второй день разрезали свадебный каравай, который по традиции пекла мать невесты, и угощали им гостей. Затем молодые должны были показать родственникам и приглашенным свои хозяйственные навыки. Мужа просили наколоть дров, а жену отделишь деньги от сора и сварить похлебку.
После трапезы молодой супруг вместе со своими родителями, тысяцким, дружкой и поезжанами ехал к родителям невесты, кланялся и благодарил хозяев дома за то, что они вырастили и хорошо воспитали свою дочь, ставшую теперь его женой. Затем он приглашал их отобедать у себя дома вместе с остальными гостями. Этот свадебный пир в народе назывался княжеским. В конце пира родители благословляли молодоженов образами, а гости дарили подарки.
На третий день свадебный пир продолжался в доме родителей невесты. Родители опять благословляли молодых, и все присутствующие снова дарили подарки. Не принято было дарить на свадьбу деньги.
Обычно в качестве подарков преподносились ценные и необходимые в хозяйстве вещи и живность: лошади и скотина.
К третьему браку церковь относилась с неодобрением. В этом случае обряд состоял из обыкновенной церковной службы без совершения таинства венчания.
После свадьбы подарки принято было посылать на рынок для их оценки, так как существовала традиция, по которой в течение года муж должен был подарить всем присутствовавшим на его свадьбе гостям подарки такой же стоимости. Если он не успевал этого сделать, то обязан был подарить подарок более ценный, чем получил сам.